Апрель 3, 2020

Вернут ли деньги за авиабилет в условиях пандемии?

С 27 марта 2020 года по решению Росавиации закрыли международное пассажирское авиасообщение для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.
С 27 марта 2020 года по решению Росавиации закрыли международное пассажирское авиасообщение для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

Ряд недобросовестных авиакомпаний перестал возвращать деньги за отмененные рейсы и вместо денег предлагают сертификаты на приобретение билетов и услуг. В текущей ситуации далеко не всех пассажиров это устраивает, нужен возврат денег.

Как пассажиры могут защитить свои интересы?

Рассмотрим две основных ситуации: самолёт не летит, и самолёт летит, но не летит пассажир.

1) Самолёт не летит.

Например - международные перелеты. С 27 марта временно прекращаются регулярные и чартерные рейсы из РФ в другие страны. Если вы попали в эту ситуацию, то авиакомпания обязана вернуть вам полную стоимость билета. Основание – ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ:

«в связи ... действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата».

Для получения потраченных на билет денег в данном случае необходимо письменно обратиться в авиакомпанию.

Не смотря на то, что в законе все однозначно написано - возврат - некоторые авиакомпании не спешат возвращать деньги пассажирам.

Если ваш билет был оплачен банковской картой, используйте чарджбэк ;) Выглядит это так: - держатель карты обращается в свой банк (банк-эмитент) сообщив, что услуга не была оказана и поставщик услуги (авиакомпания) самостоятельно не вернул деньги; - банк-эмитент требует от банка, обслуживающего поставщика услуги (банк-эквайер), возврат средств (чарджбэк); - банк-эквайер выплачивает компенсацию из собственных средств и в дальнейшем списывает эти деньги со счета поставщика услуги. По правилам платежных систем, если оплаченная услуга не была оказана держателю карты, он имеет право потребовать от банка, который выпустил карту, компенсацию потраченных денег.

Гендиректор авиакомпании «Аэрофлот» Виталий Савельев считает, что если пассажирам возвращать деньги напрямую, то отрасль разорится. Он предложил принять нормативный акт, позволяющий авиакомпаниям вместо возврата (выплаты) денежных средств за билеты на отмененные рейсы выдавать ваучеры или начислять стоимость билета на личный счет пассажира.

Виталий Савельев (генеральный директор ПАО "Аэрофлот").

Как же быть, если не возвращают деньги по письменному обращению?

2) Самолёт летит, а пассажир нет.

Это особенно распространено на внутренних авиалиниях. Вариантов может масса. Где-то введён карантин, кто-то заболел, у кого-то изменились планы, отпала необходимость лететь.

В этой ситуации также возможно урегулировать спор с помощью ст. 108 Воздушного кодекса РФ.

1) Возврат бывает вынужденный и добровольный.

2) При вынужденном возврате (болезнь или смерть пассажира, члена его семьи либо близкого родственника) деньги возвращают в полном объёме.

3) При добровольном возврате билеты бывают «возвратные» и «не возвратные».

Если билет «не возвратный», то плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм в пользу иностранных организаций.

«Возвратный» билет:

- если уведомили за 24 часа, то возвращается стоимость билета за вычетом фактических расходов авиакомпании;

- если менее 24 часов, но до окончания регистрации на рейс - стоимость билета минус фактические расходы и минус неустойка 25%;

- если после окончания регистрации на рейс, то вообще ничего не возвращается.

Made on
Tilda